Главная Следующая Спорт

КАВКАЗ ХХI ВЕКА О ПРОБЛЕМАХ КАВКАЗА БЕСЕДУЮТ АЛЕКСАНДР ШАБАНОВ И ВАХТАНГ ЧКУАСЕЛИ
[МИЛЛЕННИУМ-III 9/ 2001 - ДИАЛОГИ] Не оставляйте стараний, маэстро, Не убирайте ладоней со лба Булат Окуджава Каких-нибудь полтора десятка лет назад граждан Союза ССР Кавказ интересовал преимущественно как место отдыха. Занимали температура воды на пляжах Черного и Каспийского морей, цены на южные фрукты...
Сегодня, говоря о Кавказе, мы пытаемся предугадать политическое будущее России.
О проблемах Кавказа беседуют Александр Шабанов – видный российский политик, председатель комиссии по геополитике, заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по международным делам и академик Российской Академии Естественных Наук Вахтанг Чкуасели, директор Института Прокризисных Исследований.
Вахтанг Чкуасели: В современной российской политологии много подходов к решению кавказских проблем. Есть среди них вполне толковые. Ни один, однако, не приживается.
Не похоже, чтоб это было случайно.
Александр Шабанов: Думаю, что дело, во-первых, в том, что, кавказская цивилизация никогда не вписывалась и едва ли впишется в какую бы то ни было схему. Ни в имперский, ни в советский, ни в современный период нашей истории. Такова уж природа этого района Земли.
На Кавказе – взаимодействуют культуры Севера и Юга, Востока и Запада. Здесь сходятся интересы многих народов, конфессий. С переменным успехом контроль над Кавказом старались установить Римская Империя, Персия (Иран), Турция и Россия. В разное время кавказские народы тяготели или, напротив, дистанцировались от своих влиятельных соседей, играя важнейшую роль в региональной и глобальной политике. Особенно продуктивным был интеграционный процесс в социалистический период нашей общей истории.
К сожалению, борьба за постсоветское наследство, попытки автономного решения социально-экономических проблем породили массу противоречий и негативных явлений, в том числе нищету, этнические чистки, вооруженные конфликты...
Как обычно, на внутренних противоречиях активно играет Запад, что осложняет поиск единства народов Кавказа. Мотивы очевидны: не допустить возрождения южных составляющих советской империи и контролировать богатейшие ресурсы Кавказа – энергоносители, минеральное сырье, биоресурсы морей. В углеводородном сырье Каспия Запад особенно нуждается, поскольку богатейшие ближневосточные источники этого сырья контролируются в основном недружественными США режимами (Иран, Ирак, Ливан).
Почему ни один из сегодняшних подходов к проблемам Кавказа не реализуется? Вероятно, предлагаемые решения не «схватывают» всей сложности проблем, которые определяют сегодня ситуацию на Кавказе.
В.Ч.: Кто в создании сегодняшней ситуации на Кавказе повинен и кто продолжает, мягко говоря, заблуждаться?
А.Ш.: В 90-х годах национальные элиты Закавказья заблуждались, полагая, что независимость от «имперского Центра» автоматически принесет им экономическое и социальное процветание.
Десятилетие раздельного проживания бывших советских народов развеяло иллюзии сторонников сепаратизма по обе стороны Большого Кавказского хребта. Деградация национальных экономик производит удручающее впечатление. К примеру, в Азербайджане в 1995 году объем промышленного производства упал до 72 процентов по отношению к уровню 1990 года.
Крайне непоследовательно ведет себя Азербайджан с выработкой принципов раздела акватории и дна Каспийского моря... А конфликт с иранскими военными в районе нефтепромысла Алов-Шарг-Араз создает напряженность, чреватую самыми непредсказуемыми последствиями. Иран, как известно, обладает большим военным потенциалом: 7 процентов ВВП страна тратит на военные нужды – строит малогабаритные дизельные подводные лодки, десантные суда...
Авторитетные военные эксперты не исключают возможности начала боевых действий на Каспии – в случае дальнейшей разработки Азербайджаном нефти в спорных районах. Есть вероятность, что в таком случае противодействовать Баку будет не только Тегеран, но и Ашхабад. Не трудно предположить, чью сторону в этом случае займет Турция. Да и Россия будет вынуждена соответствующим образом отреагировать. Налицо предпосылки к новому очагу военной опасности на кавказском направлении...
Армения за этот период утратила более 90 процентов своего экономического потенциала. Пребывая в окружении недружественных государств, она стремится к активному партнерству с Россией в рамках СНГ. Частые попытки восстановления железнодорожного сообщения Москвы с Ереваном встречали ожесточенное сопротивление Грузии, которая не хочет возобновлять движение поездов по мятежной Абхазии. Но политические амбиции Тбилиси и здравый смысл, похоже, несовместимы. Как результат – валовой продукт Грузии в 1997 году по отношению к 1990 году составил лишь 35,1 процента. Примерно каждое третье промышленное предприятие республики простаивает.
Положение осложнено тем, что, к примеру, Грузия активно играет на противоречиях России с Западом, подрывая зыбкую основу СНГ. Тбилиси, не решив территориальных споров с Абхазией и Южной Осетией, пусть меня извинят за некорректное сравнение, играет роль «крыши» для тех сил, которые дестабилизируют обстановку в Северном Кавказе.
Неуклюжая капитализация экономики, приватизация предприятий с явными нарушениями законодательства, вызвала стагнацию производства и социальную напряженность. Львиной долей некогда общегосударственной собственности отныне распоряжаются преимущественно коренные жители из числа бывших советских и партийных работников, номенклатуры силовых структур, представителей теневого капитала.
При этом Россия остается донором Закавказья. Между тем бизнес кавказских предпринимателей в России окрашен в основном в серые и темные тона, а долги бывших советских республик за электроэнергию и энергоносители так велики, что превосходят долги Украины.
Что мы видим в ответ?... Господина Э. Шеварднадзе не заботят интересы северного соседа. Шеварднадзе занимается «трубопроводной дипломатией». Заманчиво получать транзитные доходы, хотя все понимают, что этого никогда не будет из-за неправильной политики США.
В противовес контактам с Россией растут взаимодействия Грузии, например, с Турцией. Общая военная помощь Анкары Грузии составила 14миллионов долларов. С июля 2001 года турецкая авиация начала эксплуатировать военный аэродром в Марнеули. В то же время Россия уже фактически лишена крупнейшего аэродрома в Вазиани...
С лидерами закавказских республик (во всяком случае, Грузии и Азербайджана) произошли перевоплощения. На уровне мистики. Оба руководителя – бывшие члены Политбюро ЦК КПСС, служили одной идеологии и вдруг мгновенно изменили свой облик, став в одночасье «духовными отцами нации». И что самое удивительно, часть так называемых политической и культурной элит республик приняла это и поддержала.
На новый облик старых лидеров поработала националистическая риторика и антиимперская позиция в отношениях президентов с Москвой, поиск ими союзников среди наших бывших потенциальных противников...
В.Ч.: Вы не заметили закономерность? Как только политик делает шаги, которые легко истолковать как недружественные по отношению к России, он становится у нас в общем человек дурной. И наоборот. Например, Ким Чен Ир известен во всем наборе своих, мягко говоря, не очень демократических проявлений. Однако, приехав к нам на своем бронепоезде с «дружественным визитом», он стал, скажем так, неплох! Вам не кажется, что это – большевистская идеология по типу «кто не с нами, тот против нас»?
Мне кажется, есть смысл целенаправленно разворачивать в нужный для России ракурс практически любого государственного деятеля. Сознательно «развернуть» своего противника на позиции своего союзника. Разве не в этом мудрость?
Имея такую цель, необходимо вникнуть в мотивы кавказских политиков, вызывающих в России лишь осуждение. Шеварднадзе – и это очевидно – не хочет, чтобы окончательно ушли Абхазия, Южная Осетия...
А разве В.В. Путину понравился бы развал России?
По сути дела Грузия повторяет попытки России избежать тотального сепаратизма, развитие которого, кстати, входит в известный план г-на Бжезинского.
А.Ш.: Когда Россия выходила из состава СССР, ее лидеры решили, что, сбросив «колониальный балласт» в виде 14 советских республик, страна высоко взлетит. А на деле? По данным ООН, плетется сегодня где-то в шестом десятке среднеразвитых стран.
За годы независимости в Чечне не осталось ни школ, ни больниц, ни электричества, ни топлива, ни пенсий, ни зарплат. И что ждет «свободную Чечню», думаю, понятно. Она превратится в пристанище мировых террористов, нарко- и работорговцев. В ней станет править произвол, деспотия самых худших образцов.
«Три года чеченской независимости спровоцировали поворот Кавказа в сторону России», – заявила недавно французская газета «Фигаро». Быть может, корреспондент и погорячился и выдал желаемое за действительное, но тенденция к усилению контактов многих кавказских республик с Россией заметна. Становится понятным и прежде всего наиболее пострадавшей республике – Чечне, что только в составе федерального государства она может иметь будущее, положительное развитие.
Тут есть, разумеется, и другая сторона дела: Советский Союз и Россия вложили в Чечню колоссальные средства. И следовать сомнительным рекомендациям западных «партнеров» – нет уж, увольте, господа.
И еще. Я бы хотел напомнить авторам подобных рекомендаций, что Россия, владея северокавказскими территориями, которые вдвое превышают Закавказье, является крупнейшим «кавказским государством». Со своими законными геостратегическими и геополитическими интересами, которые международному сообществу следует уважать.
Насколько я помню, пьеса Бертольда Брехта «Кавказский меловой круг» заканчивается словами:
Все на свете принадлежать должно Тому, от кого больше толку, и значит: Дети – материнскому сердцу, Чтоб росли и мужали Повозки – хорошим возницам, Чтоб быстро катились, А долина тому, кто ее оросит, Чтоб плоды приносила.
В.Ч.: «Должно» не значит «будет». Ни одна из сторон не дает оснований считать, что она готова к восприятию мудрости. Словно забыто что-то важное... Между тем у меня ощущение, что мы вновь и вновь открываем Америку. Как будто никогда в истории человечества никто и ни разу проблемы Кавказа гуманно решить не смог...
А.Ш.: А вот как раз на парламентских слушаниях, на заседаниях комитета по международным делам и комиссии по геополитике российскому МИДу мы рекомендуем выстраивать новую по содержанию кавказскую политику, которая учтет уроки прошлого. Хотя бы то, что царские чиновники из аппарата Кавказского наместника и столичной Кавказской комиссии отчетливо понимали, что объединение и управление территорией только силовыми методами контрпродуктивно. Ценой гибели 77 000 солдат и офицеров в большой Кавказской войне Российская империя выстрадала принципы сотрудничества со своей южной провинцией: взаимотерпимость, взаимопознание, взаимовыгода. Современной политике РФ на Кавказе, к сожалению, недостает этого понимания.
Но, так или иначе, было бы наивно рассчитывать на скорый эффект «новой политики» в Чечне. Проблема этой территории до тех пор не будет решена, пока Россия в рамках СНГ не добьется того, чтобы Грузия и Азербайджан стали проводить дружественную России государственную политику. Кровь в Чечне будет литься до тех пор, пока не прекратится подпитка материальными ресурсами боевиков, пока коммуникации, питающие террористов с южного направления, не будут реально заблокированы. В одиночку России не справиться с очагом мятежа.
Тем более что идеологи сепаратизма, основатели самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия, также активно разыгрывают религиозный фактор в борьбе с «православным» центром. Они подпитывают воинственность молодежи, вовлеченной в незаконные вооруженные формирования, историческими обидами горцев на имперский произвол Москвы.
В.Ч.: А что, имперского произвола не было? Сегодня распространилось интересное убеждение – в том, что, например, изгнание коренных народов со своих земель было (и, надо понимать, может стать в будущем) гуманным поступком высшей власти. Выбрасывание людей из собственных домов в голую степь с предварительным этапированием вагонами при отсутствии элементарных условий для жизни и со стариками, детьми и больными на руках – забавное проявление государственного благородства.
Не убежден, что благостная интерпретация насилия адекватна.
А.Ш.: При всех изъянах национальной политики советского государства, массовой коллективизации на Северном Кавказе, расказачивании нельзя игнорировать и мнение тех исследователей, которые, говоря о депортациях горцев, полагают, что отчасти это была гуманная акция. Часть населения принимала участие в Великой Отечественной войне на стороне врага. Если бы они дождались возвращения горцев-фронтовиков, хвативших военного лиха, не исключено, что были бы стихийные расправы на почве кровной мести, самосуды над предателями. Не исключено, что столкновения на Кавказе превзошли бы по длительности и ожесточенности борьбу с бендеровцами на Украине и «лесными братьями» в Прибалтике.
Американцы, кстати, прибегали к подобной практике, соорудив для 200 000 этнических японцев, граждан США, концлагеря, где содержали их до окончания мировой войны... Но никто им не поминает этот эпизод как антигуманный акт. Это типичная логика действий правительства в условиях военного времени.
Что касается нашей страны, то, к примеру, на родине «усмирителя Кавказа» генерала А.П. Ермолова, на Орловщине, прижились чеченцы, дагестанцы, аварцы и другие горцы, которых приняли прекрасно, выделили земельные наделы, жилье, их дети посещают школы, учатся в вузах, работают...
В.Ч.: Оправдание депортации напоминает афоризм главного героя фильма Ролана Быкова «Айболит-66»: «Это очень хорошо, что пока нам плохо». Так можно и фашизм оправдать, ибо он породил прилив антифашизма.
А.Ш.: Я отметил тот факт, что перемещение народов – явление неоднозначное. И то, что общинный подход к организации многонациональных укладов позволял существовать в мире и согласии десяткам больших и малых народов на территории имперской, социалистической и современной России. Сегодня, когда для восстановления пострадавших территорий необходимы способы народной стройки, общинное понимание жизни – традиция русского народа, с опорой на которую можно будет избавиться от издержек великодержавного шовинизма и реально помочь народам Северного Кавказа в восстановлении их территорий.
И последнее. Многое зависит от политической воли высшего руководства страны. Внешнюю политику государства определяет Президент. Решение задач Северного Кавказа и Закавказья как приоритетных, корректная и сбалансированная политика в Причерноморском и Каспийском бассейнах, системный подход к узлу кавказских проблем в связке: Россия – Кавказ – Иран – Турция, Ближний Восток – неотъемлемое условие для успешного развития внешней политики России.
В.Ч.: Со своей стороны подытожу:
В Москве, и на Кавказе, и в мире есть люди, заинтересованные в недостаточной определенности и нестабильности внешней политики России по отношению к большинству стран Кавказа и в тумане во многих пунктах отношений ряда кавказских территорий к Москве.
Вместе с тем туман над будущим Кавказа и, в этой части, над будущим России имеет в какой-то мере объективный характер. Наступило время собирать камни.
Чувствуется необходимость совместного творчества – такого, при котором Кавказ и Россия будут давать друг другу больше энергии, материальной и духовной, чем отнимать.
В этом процессе роль личности регионального лидера и значимость руководителя страны – творца своей политической судьбы и чужих судеб – растет.
«Не оставляйте стараний, маэстро. Не убирайте ладоней со лба!»